@taniazvetkova

Татьяна Цветкова

Стереотипы о художниках 05.12.2016 20:15

Настоящий художник должен:
- быть неряхой и жить в бардаке, поскольку искусство рождается из хаоса.
- быть голодным, питаться праной и нектаром ибо творчество рождается в муках и если художнику много платить, то он заболеет звездной болезнью, разленится и будет писать плохо.
- постоянно пребывать в поисках вдохновения, которое снисходит лишь иногда и только тогда можно творить. Как правило, если муза не снизошла, то настоящий художник бездельничает и пьянствует. И страдает.
- работать над произведениями долго, в идеале годами, доводя до совершенства. Портрет написанный за три дня не может быть хорошим, это не портрет, а халтура. Картина "Явление Христа народу" писалась 20 лет - это пример основательного подхода, достойный отдельного зала в третьяковке.
- создавать только настоящее искусство, для которого ему нужны холст, кисти и краски, ну и натура (как говорила наша учительница рисования в школе:-"Циркуль и линейка в глазах рисующего))) Если художник использует дополнительные средства как то: фото, трафареты, копировальную бумагу и пр. облегчающие труд приспособления, то это уже симуляция и истинные ценители должны на такое произведение смотреть скептически, ибо у Леонардо принтера не было иначе бы он им непременно воспользовался.
- быть скромным, так как за него все должны говорить его полотна.
- вести аскетичный образ жизни, не иметь друзей, потому что для истинного отображения правдивости нашего несовершенного мира, нужно быть выше него и смотреть со стороны, не погружаясь в земное.
- иметь скверный характер и странновато одеваться, поскольку все настоящие творческие люди немного "не от мира сего". Дали, Ван Гог, Гоген, Модильяни, Врубель - создали бы они свои вечные полотна, будь обычными обывателями?
- легко расставаться со своими работами, они ведь для того и создаются! Поэтому попросить подарить какую-нибудь из картин может фактически любой пообщавшийся с ним человек, главное сказать, что картина понравилась. Художник это же не ювелир и не бухгалтер, у ювелира золото, серебро и камни дорого стоят, а тут, ну сколько там может тюбик краски стоить? - копейки, а кисточкой повозить мозги не нужны, это тебе не квартальный отчет подготовить.
- не идти на поводу у зрителя, так можно быстро скатиться. Сначала коньюнктурные пейзажи в подарок начальству, потом черты молодой жены на "Царевне-лебедь", а там и до супрематизма под обои и новый диван заказчика недалеко. А ведь так хорошо начинал, какие крынки с молоком в гуаши были, какие этюды...

Делитесь, добавляйте! Какие у вас любимые стереотипы? smiley

Отредактировано: 05/12/2016 22:12

Отредактировано: 06/12/2016 08:55


18


КОММЕНТАРИИ: 41    Ответы

vekpainter
06.12.2016 17:58   #1

Настоящий художник должен быть невежественным (Герберт Уэллс "Искушение Харрингэя").

taniazvetkova
06.12.2016 19:04   #2

"От сохи"? На что смотрю, о том пою, голову не включаю Очень, да нередкий случай, когда видят творчество, как вовлеченность в процесс, "работу с огоньком", азарт и страсть – муза посетила, уйдите все с пути!
Сразу видно, что Уэллс не художник, а писатель. Работа художника суть постоянный труд, оттачивание мастерства, тогда – да, в момент воодушевления будешь писать и думать не заметишь.
Вот если без ежедневного труда вдохновение посетит... ой, я такие работы видела – хоть стой, хоть плачь

vetust
07.12.2016 23:09   #3

"Чтобы творить, нужно страдать".

taniazvetkova
07.12.2016 23:38   #4

Святое! Причем, вообще непонятно с какой стати.
Есть конечно люди, которые от отсутствия чего-то нужного для них сублимируют поток эмоций в творчество и таким образом рождается шедевр.
Но ведь есть и наоборот, на радостях, так сказать
К слову, видела я достаточное количество работ художников, которые свои страдания на холст переносят... я не то чтобы дома такое не повесила никогда, я бы даже некоторые развидеть хотела
Мне приятней смотреть на что-то, когда у человека получается легко и виртуозно (может он долго этой легкости достигал, не суть), чем наблюдать вымученный результат, который через силу наконец-то завершен. Тем более, что за муки никто платить не будет – чай ли ты с вареньем в процессе пил, или антидепрессанты не важно – купят, или не купят картину, но не страдания.

jul36
08.12.2016 17:56   #5

думаю, последний стереотип насчет "не идти на поводу у зрителя, так можно быстро скатиться. Сначала коньюнктурные пейзажи в подарок начальству..." на самом деле актуален, настоящий художник НЕ должен идти на поводу зрителя, он все-таки должен творить свое, родное, а когда в угоду кому-то или чему-то, то быстро теряется свой стиль и задор и получается вымученное... как-то так...

taniazvetkova
08.12.2016 19:55   #6

Думаю, что если мне что-то совсем не свойственно, то я изначально откажусь, про других конечно не скажу. Обращаясь к конкретному художнику, заказчик в общем видит стиль и ждать чего-то совсем другого вряд ли будет. Но как ни странно, очень часто люди выбирают картины именно под цвет интерьера и размер свободного места, и имеют полное на это право. Несколько раз было, что я у уже готовых картин меняла фон – то сливалась, то не вписывалась. Я не спорю, я сделаю.
Это иллюзия, что можно потерять индивидуальность, независимость и самовыражение. Художник найдёт способ как это сделать.
В сообществах и соцсетях (жж и фб) я много общаюсь с художниками. Есть, например, гениальная, на мой взгляд, иллюстратор Светлана Дорошева. Она кроме рисунка ещё хорошо пишет тексты. Как-то в дневнике рассказывала, что работы очень много, заказов: газеты, журналы, китайцы с рисунками на футболки и чехлы для смартфонов. Плюс трое маленьких сыновей отнимают почти все время, а так хочется проиллюстрировать сказки Гауфа и Гофмана, она прям видит всех персонажей "Маленького Мука..." И знаете, если есть тяга сделать что-то независящее ни от кого, что-то, что полностью хочешь только ты, это спрятать куда-то чтоб не вылезло очень сложно. Обычно про нежелание идти на компромисс и возможность потерять себя говорят те, кто хочет чего-то большого лишь теоретически и всегда есть какие-то препятствия. А Светлана, просто чуть позже, помимо всех коммерческих заказов, издала свою книгу. Сама написала, сама проиллюстрировала и книга теперь издается на нескольких языках в разных странах. (первый тираж разошелся за месяц!) http://lattona.livejournal.com/67459.html И знаете, я дико завидую нынешним детям, потому что будь у меня в детстве книжка с такими картинками, я бы целый месяц пол каждый день пылесосила без напоминания, ей-богу и даже пыль с пианино протирала!
Сейчас она пишет и рисует вторую книгу про свое советское детство. В свободное время, потому что заказы и воспитание трех детей никто не отменял.
Как-то в жж, в одном закрытом дневнике разговорились с художником (там вообще глыба:) и он про независимость тоже писал, что штука это для художника интересная. Делал он свою выставку большую. Всё ровно, всё хорошо – знаменитые люди, реакция, отклики, статьи. И неожиданно видишь, что какая-то работа начинает нравиться просто всем. Для тебя она ничем не выдающаяся, такая же как и остальные, а коллективное мнение выбирает её и именно такую хотят многие. А, например, другую, которая тебе нравилась и ты надеялся на такое же мнение со стороны – вообще игнорируют. Волей-неволей а будешь писать подобные той, что вызвала общий восторг.
Есть конечно авторы, которые считают, что их картина должна быть изюминой помещения. Что и багет нестандартный закажут, и кресла ради такого дела передвинут, и портьеры новые сошьют. Я считаю, что человек, покупающий картину у художника, ничего ему не должен, он должен только себе – украсить свою жизнь, если оно ему надо. А художник должен такие писать картины, чтобы они давали ему хлеб/икру и свободу самовыражения

barybina
09.12.2016 14:48   #7

да Светлана замечательный художник... фантазер.... приколист...

taniazvetkova
09.12.2016 15:09   #8

Я в детстве очень не любила кукольные мультики и сказки про животных. А вот волшебные и чтобы подлиннее, и чтобы сюжет закручен – это да. У Светы можно каждый завиток рассматривать и придумывать продолжение. Очень совпадает с моим детским. Умение перенести это на бумагу – редкость. До её работ я даже не могла предположить возможности акварели и гуаши.
Она самоучка, брать уроки пошла только кажется год назад, когда уже пол-мира её рисунки знает давно – ещё один стереотип, что самому рисовать можно, но для себя, все солидные художники имеют не просто профессиональное художественное, а только в некоторых (единицах) среди художественных вузов можно чему-то приличному научиться.

vetust
16.12.2016 14:43   #9

Да, ещё..."Настоящим художником может стать только мужчина").

taniazvetkova
17.12.2016 08:53   #10

Это социально обусловленный, искусственно сформированный признак.
Женщины не имели возможности получать художественное образование очень долго, для этого нужно было либо пойти в ученики на много лет, либо в худ. школу, что было скорее исключением, социальный сценарий от женщин требовал другого. Если женщина начинала заниматься рисунком, то опять же, ей было запрещено изображать обнаженную натуру и приходилось довольствоваться натюрмортами и пейзажами. В искусстве женщине больше отводилась роль музы, нежели творца, позволялось петь и танцевать, что считалось несерьезным. Большие изменения произошли в ХХ веке с изменением расстановки ролей и сменой стереотипов, правда и это проходило с трудом, казалось бы, хочет женщина рисовать, ну не штангу же тягать – ан нетъ! – даже это сопровождалось уничижительными словами "феминистка" и "суфражистка. ХХ век сильно изменил расстановку ролей, в Википедии только про художниц СССР написано 127 статей, знаменитый соцреализм, а это мы ещё почти ничего не знаем про искусство Азии, например (точнее, это я очень мало знаю) смотря какие работы сейчас делают женщины в живописи по всему миру, то гендерных ограничений я не вижу, женщины очень круто пишут и это нельзя назвать "девачковыми работами". Посмотри хотя бы работы Zaria Forman.
Всемирно известные имена Зинаиды Серебряковой, Фриды Кало, Марии Башкирцевой, Тамары Лемпицкой, Натальи Гончаровой и т.д. говорит о том, что в музеях женская живопись представлена, хотя и в меньшем количественном объеме, но точно не в качественном. Эта расстановка будет меняться, потому что сейчас уже на аукционах никто особо не смотрит на то мужчина это написал, или женщина и уж точно это никого не удивит, если работу можно дорого продать – её продадут.
Про художниц прошлых веков (с картинками:) можно посмотреть вот тут http://marinni.livejournal.com/281797.html

taniazvetkova
17.12.2016 09:24   #11

А уж если мы посмотрим на архитектуру, что объективно сложнее живописи, то Заха Хадид вообще все стереотипы ломает.

vetust
17.12.2016 19:04   #12

Я не приверженец стереотипов. Но прочитав твой "анализ", могу ответить, что при равных возможностях (когда они наконец-то появились) особого всплеска женской творческой активности) не наблюдалось. Одна-две фамилии не меняют стереотипы.

taniazvetkova
17.12.2016 21:10   #13

Ага
Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда?
К паре фамилий вот ещё несколько:
Паскаль Пратт, Ашмарина Яна, Алисса Монкс, Татьяна Яблонская, Фламиния Карлони, Майя Вронская, Леонора Каррингтон, Мэри Кассат, Ханна Паули, Александра Экстер, Мари Лорансен, Элизабет Пакстон, Герда Вегенер, Елизавета Бём (Эндаурова), Наталья Ермолова, Мария Дроздова, Соня Делоне, Любовь Попова, Наталья Тур, Джулия Белл, Паула Модерзон-Беккер, Эмили Прайер, Генриетта Роннер-Книп, Наталья Стефанова, Хелен Аннингем, Ольга Булгакова, Наталья Нестерова, Светлана Копыстянская, Ирина Нахова, Юстина Копанья, Карен Каапке, Джоселин Хобби, Йен Чинг Чанг, Ардит Старостка, Инта Добрайс, Патрисия Уотвуд, Лидия Вилянговска, Даниэла Астоун, Бронвин Хилл, Рейчел Бесс, Линдсей Фрей, Луиза Альберт, Эльвира Амрхейн, Инна Цукахина, Илария Росселли Дель Турко, Эли Тиунайн, Эрика Мерио, Дана Декалб, Андреа Дж. Смит, Силия Пол, Алехандра Коррал де ла Серна, Этери Чкадуа, Пэтсси Вальдес, Карла Бедини, Надежда Пронина, Ива Моррис, Ана Кристина Диас, Офелия Редпэт, Карла Ши, Сайда Афонина, Нидия Лозано, Аделина Голдминк-Тронцо, Делия Браун, Анна Ивонн Гильберт, Рима Джаббур, Моника Фаган, Меган Руденрис, Джойс Поланс, Паулин Роше, Вивианы Мартинес, Вики Салливан, Крис Роборас, Эми Шеклтон, Дайан Гэлл, Шерри Маккорт, Энн Мортон...
мне продолжать? Я могу в десять раз больше для смены стереотипа имен современных женщин-художниц добавить, если честно, я просто тупо устала копировать
Догадываюсь, что ты, скорее всего, ничего про них читать не будешь, время тратить )))
В процентном соотношении мужчин художников больше, но в комментарии выше я привела ссылку на пост про известных женщин художниц прошлых веков, там особо искать ничего не нужно, картинки уже есть, по большей степени автопортреты. Объясни пожалуйста мне – по каким критериям, кроме гендерного, ты определяешь, что эти художники "ненастоящие"? М? мне любопытство покоя не даёт, очень-очень хочется узнать.

vetust
17.12.2016 23:08   #14

Странно. Тебя в списке не нашёл...
Я же сказал, что не приверженец стереотипов.

taniazvetkova
17.12.2016 23:51   #15

Нууу, не всё так однозначно )) кроме не самых хороших стереотипов есть ещё и весьма симпатичные например, художников принято считать людьми утонченными и увлеченными, с чем я вполне соглашусь, даже не смотря на то, что рядом с утонченностью может совершенно спокойно приживаться некоторая брутальность и рассчетливость. Так и есть, художник видит мир красивее, умеет им любоваться, научается в процессе создания описания мира при помощи кисти и красок. Это как книжки читать.
В одном интервью у кого-то из знатоков клуба "Что? Где? Когда?" (на помню точно, кажется отвечал Друзь) спросили для чего все это? разносторонние знания, кругозор, без всего можно прожить, да и денег особо больших это не приносит. Надо сказать, что до этого были вопросы про финансовое положение членов клуба и выяснилось, что они конечно люди не бедные, но и не олигархи, то есть такие большие знания не есть синоним богатства. На что магистр ответил (не дословно), что главный кайф от всего этого в том, что это сделает вашу жизнь гораздо интересней. Так что, некоторые стереотипы о художниках я нежно люблю и поддерживаю

vetust
18.12.2016 00:12   #16

idolenkov
29.03.2017 03:03   #17

Вообще рад, что попал сюда, благодаря своей любознательности и привычке узнавать что-то новое и находить интересных людей. Откровенно поржал (уж извините за оборот) над многими стереотипами, потому что во многом увидел себя )))). Никогда не задумывался над тем, как выгляжу со стороны, но на 90% подхожу под описание.
Да! и никогда не думал о каких-то гендерных различиях, как-то естественно воспринимал женщин-художников, честно говоря, вообще не думал, что это может быть какой-то проблемой. По-моему, талант не может иметь каких-то явных половых различий, бред какой-то, кто это придумал и озвучивает.

taniazvetkova
29.03.2017 22:35   #18

Велкам!
Я люблю разговаривать о живописи. Мне интересно.
О стереотипах (что правда, что вымысел), о гениальности, о творческих путях и особенностях профессии.
Гендерные различия, на мой взгляд, в профессиях оправданы лишь тогда, когда имеются физические ограничения. Если таких ограничений нет, то все зависит только от желания, а возможности находятся с обеих сторон. Социальные сегодня уже менее жесткие.

idolenkov
03.04.2017 10:43   #19

Мир меняется, а в лучшую или худшую сторону... Наверное, кому как. Но мне например, не нравится, когда пресловутая баба-асфальтоукладчица, целый день машет лопатой, а какой-нибудь субтильный офисный дрищ целый день стучит по клаве. Хоть и понимаю, что кажый делает то, на что учился, но кого назвать "слабым полом" в этом случае?

taniazvetkova
03.04.2017 12:36   #20

Дрищ он и есть дрищ, другого слова и придумывать не надо. Что может, то и делает, или к чему есть возможность. Не факт, что именно эта баба сможет спрограммировать решение сложной задачи.
Речь ведь не о том, что можно, а что нельзя, смысл говорить о чем-то, если в принципе нет возможности это воплотить. Речь о том, к чему лежит душа и в чем хочет реализоваться человек.
Никого не смущает мужчина-повар, или мужчина – закройщик, почему женщина-художник не вписывается в эту схему? Нынче не 15 век и на впишешься только в том случае, если залезешь не в свою нишу и сделаешь то, что там делается, хуже других, или просто плохо.

idolenkov
03.04.2017 13:25   #21

Ролик повеселил
А если серьезно, то вам наверное, Таня, просто не повезло встретиться с человеком, который почему-то думает, что женщина-художник – это нонсенс. Смею вас заверить, что это не так и тому подтверждение – ваши картины. И забудьте про мнение того индивида, просто пишите новые картины!

taniazvetkova
03.04.2017 13:45   #22

Я про стереотипы писала. Они существуют, но это не значит, что им нужно подчиняться. Например, я лично не знаю ни одного художника-неряхи. Все педанты до умопомрачения и очень ответственны. Ни разу я не слышала чтобы кто-то из работающих мастеров сказал:- "Чот, сейчас нет вдохновения, пойду-ка я лучше водочки выпью..."
Работают как пчелки

idolenkov
03.04.2017 13:54   #23

Да, я лично тоже не знаю ни одной женщины-художника, которая сказала бы:- "Чот, сейчас нет вдохновения, пойду-ка я лучше водочки выпью..."

taniazvetkova
03.04.2017 14:05   #24

Вот-вот!

idolenkov
03.04.2017 14:23   #25

Но насчет мужчин, я не был бы столь категоричен

taniazvetkova
03.04.2017 17:54   #26

Мужчины, кто пишет и продает свои работы (участвуют в выставках, принимает заказы и т.д.) – адские трудоголики. Я говорю о тех, кого знаю. Для меня недостижимый космос написать полотно 120 х 170 за 15 часов работы, а он делает фактически без остановки, не покидая мастерскую, только сигареты летят. И это вообще не абстракция, которую шпателем красят, хорошего уровня картина, ценой 12 тыс.$ А перед выставкой он может написать ещё 10, если недостаточно для презентации. Если не готовит выставку, то выполняет какие-то заказы связанные с архитектурой и т.д.
Другой – вообще фанат, такое ощущение, что не писать не может. Естественно, любят покушать вкусно и выпить, отдохнуть с комфортом, но если сравнивать с мужчинами не художниками, то я бы сказала, что работающие художники в общей массе пьют меньше.
Правда, должна признаться, что знакома только с теми, кто сам активно участвует в продвижении своих работ, то есть встречи, какие-то мероприятия и т.д.
Был правда у меня случай, когда нужно было выполнить достаточно длительный заказ на полгода – оформить, или росписать внутреннюю часть центра культуры и я искала художника, кто мог бы это сделать. Свобода творческого выражения была большая, но все-таки нужно было чтобы стилистика заведения была соответствующая. Откликнулись несколько человек. Один крендель (и это самая мягкая характеристика) лет 45-ти позвонил, на просьбу показать фото его работ сказал, что прошлых не осталось, а за новую я должна заплатить, и было бы неплохо, чтобы за ним прислали машину, потому что надо встретиться лично. Я назначила встречу, сказала, что оплачу такси. На встречу он не приехал, позвонил через два дня, сказал, что как раз перед тем как он поехать хотел, на него вдохновение снизошло, он схватил кисти, начал стремительно писать, вошел в поток и не смог остановиться... остановился только ночью, проспался, посмотрел свежим взглядом, расстроился и с горя пошел за водкой. Так вот, через два дня он посмотрел как выглядит этот культурный центр, он готов с ним поработать и... разрисовать его шаржами! (на минуточку, речь шла о центре классической германской культуры) но стоить это будет нам немало, ибо творческий процесс – сложная штука... И у него появились задумки, чтобы меня с ними ознакомить, он готов приехать, время назначать не будет, потому что вдруг снова снизойдёт на него, но чтобы деньги на такси я выписала в бухгалтерии заранее и они были у меня наготове, ибо приехать он может в любой момент!
И не надо ржать!
Какой он художник, я так и не стала выяснять, пожелала творческих успехов и посоветовала из вдохновения не выходить вообще.

idolenkov
03.04.2017 18:33   #27

Ну нет, извините, не ржать здесь просто невозможно Крендель просто изумителен! Какой полет фантазии! И наглости можно только позавидовать ))
А вдохновение, действительно – штука непредсказуемая и продуктивная )). Картина, на которую ушло бы около 3-4 дней, под "приливом" почему-то пишется за несколько часов. Без водки и без горя от разочарования

taniazvetkova
03.04.2017 18:54   #29

Скромность, к слову, художнику скорее в минус.
Наглость – в плюс.
Желательно ещё талант, но есть всем известные примеры, где творческая наглость берет города

idolenkov
03.04.2017 19:16   #30

М-да. Что раньше называлось наглостью, сейчас называется "агрессивный маркетинг", пиар и самореклама. Талант тут пожалуй, ни при чем А как же: – Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами? Может, все-таки, избыток наглости компенсирует недостаток таланта?

taniazvetkova
03.04.2017 19:48   #31

Не думаю. Обычно люди трудятся в коллективе, художник, по сути, создает свое произведение один, у него нет защиты "художника обидеть может каждый". Художник не делит ответственность за результат, если он будет не самый лучший, а всех остальных прикрывают сотни и тысячи спин таких же тружеников – у них и слава коллективная, где твоего имени не вспомнят, и спрос меньше.
Так что, без амбиций в искусстве очень сложно.
Это, на мой взгляд, нормально и правильно.
Бывает, что у человека в принципе сволочной характер, но таким в любой сфере деятельности обратная связь обеспечена

idolenkov
03.04.2017 19:53   #32

Без амбиций сложно. Но ведь, амбиции и наглость – не синонимы. Или я что-то путаю?[img] http://risovach.ru/upload/2014/11/mem/nelzya-prosto-tak-vzyat-i-boromir-mem_66659746_orig_.jpg " class="rb3 my-15" loading=lazy>

taniazvetkova
03.04.2017 20:03   #33

Ойнезнаааююю )))


(на второй картинке, бюст Юрия Гагарина работы Зураба Церетели)

taniazvetkova
03.04.2017 18:43   #28

Про вдохновение и азарт работы я знаю, иначе бы я не писала Я про то, что все известные мне художники и мужчины, и женщины прилива специально не ждут. Нет какого-то супер-порыва, значит пишут что-то повседневное – этюды, маленькие заказы. А бывает, что вдохновение, как аппетит, приходит во время еды. Начнешь работать над картиной, не знаешь с какого угла подступиться, то тут мазнешь, то там, а потом глаз напишешь, или ухо и понеслась...)))
Часто ещё вдохновение бывает от перспективы и гонорара ;-)

idolenkov
03.04.2017 20:07   #34

Запутался со ссылками. Вот:
Ну, Татьяна, признавать шедеврами все работы придворного художника, я бы не стал. Время расставит все на свои места.

taniazvetkova
03.04.2017 20:49   #35

Что бы ни говорили, а Никас уже вошел в историю живописи России. И вот амбициозность, или творческая наглость помогли ему на этом пути – вопрос

taniazvetkova
03.04.2017 21:48   #38

Мольбертом по спине – хорошая идея! Я обычно обидчику обещаю написать его портрет... Годы пройдут, обиды забудутся – портрет останется )))

idolenkov
03.04.2017 21:54   #40

"обещаю написать его портрет..." Звучит жестко, как угроза

idolenkov
03.04.2017 20:58   #36

Вообще-то, мои слова больше относились к скульптуре, но..., если хотите, то в историю можно и войти, а можно и влипнуть
Лет 20 назад тоже восхищался Никасом – это было ново, свежо и необычно. Но потом я повзрослел и понял, что не все то золото, что блестит ))

taniazvetkova
03.04.2017 21:43   #37

Ой, Зураб Церетели – мой любимец!
Он искренне дарит свои шедевры. Города и правительства уже не знают как его благодарить, но от грузинской щедрости не так-то просто ускользнуть ))

idolenkov
03.04.2017 21:50   #39

А он все дарит и дарит, и никто не ускользнет без подарка

idolenkov
03.04.2017 21:58   #41


Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам